Пожилого украинца уломали написать заявление в партию.
Секретарь прочёл и говорит:
-Перепиши. Ты написал: "Прошу принять меня в КП." А надо - в КПСС.
-Та в СС я вже був, в 43-м!
В июне 1974 года я закончил учебу в институте и был направлен по распределению на свою родину, в г. Архангельск. Быстро промелькнул отпуск, и вот моя семья приехала на новое место жительства и 1 августа 1974 года я вышел на работу в ШЧ-9 - дистанцию сигнализации и связи. Руководство и ИТР встретили меня приветливо, мне выделили должность инженера радиосвязи на огромном участке ж. д. пути 320 км, стол с телефоном и стул в техотделе, а вот бухгалтерия - встретила не очень. На мой вопрос о подъемных главбухша Мироненко резко ответила: "Не платили, и платить не будем". Ссылки на закон не оказали на нее никакого влияния, и нимало не заботясь о будущих хороших отношениях в коллективе, я пришел к себе и набрал номер районного прокурора. Прокурор ответил, я представился и изложил суть проблемы. "Не волнуйтесь, продолжайте работать" - сказал голос на том конце линии. Через полчаса красная от пережитого главбухша вбежала в техотдел и ласково прощебетала: "Можете подойти к кассе и получить ваши денежки". Как и следовало ожидать, за мной в ШЧ сразу закрепилась дурная репутация скандалиста. Иногда это помогало, иногда мешало. Но больше помогало.
Моими соседями по кабинету были инженер СЦБ Грязов Виктор Степанович - худощавый, приветливый мужчина лет 45, и инженер проводной связи Юдина Людмила Константиновна, полная круглолицая шатенка, лет 40, весьма словоохотливая особа. В жизни у неё лет пять назад случилась трагедия - её муж, видный партиец, был осуждён на 15 лет и отбывал срок за весьма резонансное преступление, и Людмила Константиновна частенько корила себя за то, что она не смогла его предотвратить, хотя о муже особо и не печалилась. Гораздо большее негодование вызывали у неё воспоминания, как после осуждения мужа к ней домой пришёл гебешник и стал выгонять её с тремя детьми из квартиры, которая считалась служебной и была официально предоставлена мужу, как большому начальнику. Лишь после походов в обком КПСС квартиру ей удалось отстоять, но сам факт подобных гнусных притязаний подлого чекиста к пострадавшей многодетной матери говорил о многом.
В ожидании квартиры мы с женой и сынишкой сняли комнатку в путейской казарме на Истоке с тараканами дюймового размера. От работы до казармы было примерно полтора километра.
Практически немедленно меня, как молодого и желторотого специалиста, стали опутывать своими сетями сразу две инстанции - ленинская партия КПСС и железнодорожная бюрократия из службы связи управления Северной дороги.
Из исакогорского райкома партии пришла тётка-инструктор, повелела проводить ежемесячные политинформации с подчинёнными и провела это своё указание через начальника, ясен пень - партийного ШЧ Елсакова Рафаила Ильича.
Но Матвеевы вообще-то не лыком шиты. В день, назначенный партией для проверки, я раздал нескольким своим сотрудникам (это были в основном молодые женщины и ребята) партучебники по научному коммунизму и истории партии (этой макулатуры в шкафах дистанции было предостаточно), выделив закладками места для конспектирования, а на политинформации, где присутствовала тётка, задал каждому вопросы, на которые у каждого отвечающего из учебников уже были подготовлены ответы. Ребята и девчата бодро и без запинки отчеканили тётке политахинею. Тётка была очень довольна, и, пригласив меня в коридор, с таким видом, как будто она собирается подарить мне несколько тыщ долларов, слегка пониженным для важности момента голосом предложила мне написать заявление о приёме в партию. Я вежливо отказался. Тётка стала настаивать, сообщив мне, что я ей очень понравился, а предложение - это особое благоволение, так как я - ИТР, а их в партию обычно не берут, т. к. берут лишь рабочих.
Я с очень серьёзным видом ещё раз поблагодарил тётку за оказанные честь и доверие, а затем сказал ей: -Видите ли, мне в партию ещё нельзя, рано, так как я пока ещё не обогатил свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество. Тётка рассмеялась: -Какую ерунду вы говорите! Кто вам это сказал? Я серьёзно и с почтением в голосе ответил: -
Это сказал Владимир Ильич Ленин.
Мраморная доска с этим юмором в стиле Задорнова висела в ЛИИЖТе над парадной лестницей, и все пять лет учёбы каждое утро приходилось на неё смотреть! |
Тётка отшутилась, воскликнув: -Так это когда было! Но больше в дистанции мы её не видели.
А из службы связи Ш Сев. (она располагалась в Ярославле, начальник - Очаковский Г. В., зам. нач.- Семилетов) от некоей мадам Гориной (лично встретиться с ней так и не удалось) приходили телеграфные указания, одно нелепее другого.
Самое нелепое пришло в виде приказа доложить, сколько в радиоцехе подготовлено веников для обметания устройств в зимнее время. Поскольку на один лишь объезд или обзвон всех участков и механиков ушла бы неделя, я сразу подготовил текст ответной телеграммы, где службе рапортовалось, что подготовлено 1435 веников. Когда я пришёл к ШЧ подписывать эту телеграмму, Елсаков сначала поднял бровь, потом понял, что на ахинею отвечают соответственно, и лишь спросил: Точно?, я в тон ответил: Ага! Телеграмма была подписана и тут же отправлена. Вот так мы боролись с бюрократией.
Познакомившись с коллективом своего радиоцеха поближе, я узнал, что и среди него есть пострадавшие - одна из работниц, электромеханик, также имела мужа, отбывающего срок. Причём, муж этот ещё совсем недавно работал на должности зам. ШЧ по связи, то есть - мог быть моим непосредственным начальником. Осуждение его и ещё группы лиц произошло по классической схеме советского периода. В дистанции необходимо было произвести замену железнодорожной АТС, с УАТС-49 (трофейной гитлеровской Телефункен) на советскую УАТС-54. Решение было принято на уровне управления дороги, и оттуда послана бригада наладчиков. Но она была столь немногочисленной и любящей выпить, что монтаж мог затянуться на месяцы и годы, в связи с чем с негласного одобрения вышестоящего начальства к работе стали привлекаться все местные работники ШЧ, кто мог хоть что-либо делать как-то качественно.
В основном, это были электромеханики, инженеры и само начальство. Однако, советское законодательство запрещало им трудиться на побочном приработке не только в дневное время, но даже и в нерабочее. Ведь они уже числились на одной работе, и за это получали деньги. Совместительство - так это называлось, всегда было очень скользким ремеслом на грани конфликта с законом. За монтаж деньги платили неплохие, все наряды на работы распределял начальник, поэтому легко могла возникнуть ситуация, когда одному заплатят меньше, чем ему казалось, и он будет не только недоволен, но и сразу же обратится с доносом в ОБХСС или КГБ. Ну а там сотрудники в погонах только и ждали этого, сидя без работы. Поэтому сделать из совместительской мухи уголовного слона было любимым делом наших правоохранителей во все времена периода 1917-1991. Впоследствии я не раз встречался с подобными случаями.
Проработав около двух недель, и придя однажды утром на работу, я был ошарашен новостью, что на моем западном участке произошло крушение грузового поезда на перегоне Поньга-Грибаниха, и что причиной крушения было предварительно названо отсутствие связи. Вскоре из Ярославля подошел вагон-лаборатория управления Северной дороги с двумя классными спецами-инженерами, и я был командирован для участия в его работе. Пересев в вагон на ст. Обозерская, я узнал от коллег, что четный грузовой поезд при прохождении станции Грибаниха ее ДСП пыталась остановить из-за горения буксы в составе, которая еще начинала дымиться, и были все шансы это крушение предотвратить. Однако, несмотря на все усилия, ни она, ни ДСП следующей станции по ходу поезда - Поньги, ни поездной диспетчер установить связь с локомотивной бригадой так и не смогли, а она в ночное время не наблюдала за составом, хотя на перегоне полно кривых, и горение буксы можно было легко заметить. Шейка оси перегрелась, и на скорости сошло и было разбито 14 вагонов, в основном с чайной посудой из Ликина-Дулева, ущерб потому был немалый.
Вагон-лаборатория СЦБ и радиосвязи |
Несколько раз за неделю работы мы катались по этому и прилегающим перегонам, связь, конечно, была неважной, но все же она была, и связаться с бригадой все же, как констатировали мы, было возможно. Причина была в чем-то другом! Поэтому в ход у начальства пошли другие версии, типа пьянок на работе, невнимательности и так далее. Короче, гнев высокого начальства от связистов был отвлечен, к нашему большому облегчению.
Однако, причина отсутствия связи в нужное время так и не была нами тогда на месте установлена.
Основной прибор инженера связи в командировках - генератор-измеритель уровня П-321 |
Радиостанция ЖР-3М (ламповая). |
Переделка занимала по времени две минуты, и скоро все радиостанции ЖР-3 в дистанции были переделаны по моей рекомендации. Чтобы формально узаконить это, было написано рацпредложение и получен законный червонец. Больше никогда подобных ситуаций до списания этих ЖР-3 и их оконечников-шкафов ШРПС-62М не возникало. Более того, в новых разработках это решение заводами тоже было применено в тех или иных вариантах. Впрочем, дорого яичко во Христов день! Как инженер, я получил настоящее боевое крещение, предотвратил не одно новое крушение, но полностью пролетел мимо кассы, а будь это явление раскрыто в дни проверок по крушению - ха, ваш покорный слуга давно был бы замом Якунина, или по крайней мере, руководил бы нынче ЦСС РЖД.
Примечание 1: В. И. Якунин этот материал прочёл, мы как-то недолго общались в его блоге,
однако никак не отреагировал, а потом вскрылись известные шубохранилища,
и ему уже стало не до блогов. Но в целом, мужик он неплохой, лучше многих оттуда.
Примечание 2: Для тех, кто заинтересовался организацией железнодорожной радиопроводной связи на ПВ радиочастотах 2130-2150 кГц и частотных каналах проводной связи, имеется справочный материал.